1.Отбор учебной литературы из Федерального перечня учебных и
учебно-методических изданий осуществляется,
Регионального перечня учебников и учебных пособий,
рекомендованных для использования в образовательных
учреждениях Ленинградской области, на 2007-2008
учебный год:
-
После консультации с завучами
-
Обсуждается на педагогическом совете
-
Обсуждается на общешкольном родительском комитете
-
На основании БУП 2004года
2. На выбор учебной литературы для нашего учебного заведения влияют
следующие факторы:
Факторы |
Обязательно |
В некоторых
случаях |
Никогда |
Издательство |
да |
- |
- |
Автор(ы) |
да |
- |
- |
Оформление |
- |
да |
- |
Цена |
- |
да |
- |
Степень
апробированности издания |
да |
- |
- |
Сочетаемость
(комплектность) с имеющимися учебниками |
да |
- |
- |
Потребность в
методических материалах для учителя |
да |
- |
- |
Потребность в
дополнительных дидактических материалах для
учащихся (рабочие тетради, сборники
упражнений, книги для чтения и т.д.) |
да |
- |
- |
Доступность в
получении издания |
- |
да |
- |
3. Кто является основным спонсором вашей библиотеки?
Родители учащихся школы
4. В чем выражается помощь родителей в процессах пополнения:
Выделение денежных средств (приобретение
учебно-методической и художественной литературы,
оформление подписки на периодические издания)
Цель комплектования:
Выявление основных факторов, оказывающих
определяющее влияние на состояние и пополнение
учебных фондов библиотек общеобразовательных
учреждений области на основе данных инвентаризации
2005 –2006 учебного года.
Основные задачи :
1. Исследование
данных, полученных в рамках инвентаризации 2005 –
2006 учебного года о состоянии учебно-методических
фондов школьной библиотеки по следующим позициям:
·
состояние основного
фонда (физически и морально устаревшие
художественная литература);
·
состав фонда
(учебники для учащихся начальной, основной и средней
школы);
·
востребованность
учебного фонда школьной библиотеки в ходе
образовательного процесса;
·
обеспеченность
учебниками учащихся из фонда школьной библиотеки (в
расчете на 1 учащегося по ступеням обучения);
·
наличие обменного
фонда.
2. Обеспечение и
комплектование учебных фондов библиотеки школы по
следующим позициям:
·
источники
комплектования учебного фонда школьной библиотеки;
·
основания для
комплектования учебного фонда школьной библиотеки;
·
факторы, влияющие на
комплектование учебного фонда школьной библиотеки;
·
ведение учета и
планирование пополнения учебного фонда школьной
библиотеки.
В
ходе обеспечения изучаются и учитываются документы,
отражающие учет и формирование библиотечных фондов:
·
Федеральный перечень учебников на 2007-2008учебный
год;
·
Региональный перечень учебников, рекомендованных для
использования в образовательных учреждениях
Ленинградской области на 2007-2008уч.год
·
план
и анализ работы образовательного учреждения (план и
анализ работы библиотеки);
·
протоколы решений педагогических советов
образовательного учреждения;
·
протоколы Совета школы, совещаний при директоре,
заседаний методических объединений и лабораторий;
общешкольных родительских комитетов; родительских
собраний;
·
бланк заказа учебно-методической литературы на
2007-2008 учебный год;
·
инвентаризационные книги учета учебно-методической
литературы;
·
картотека учебной литературы; художественной
литературы
·
суммарная книга;
·
журналы (книги, ведомости) учета выдачи учебников
учащимся;
·
акты
списания учебно-методической литературы за последние
пять лет;
·
справки по вопросу обеспечения учебниками учащихся
за 2007-2008 гг.;
·
положение о библиотеке образовательного учреждения;
·
должностные инструкции заведующего школьной
библиотекой и библиотекаря;
·
перспективный план пополнения фонда школьной
библиотеки.
В
ходе работы по обеспечению учебно-методической
литературой учащихся школы были проведены беседы с
заместителями директора школы, заместителем,
курирующим работу библиотеки школы, председателем
общешкольного комитета, учителями предметниками,
проанализированы нормативные документы, отражающие
учет и формирование библиотечного фонда в
образовательном учреждении, а также деятельности
библиотеки.
Состояние учебного фонда школьной библиотеки
Изучение инвентаризационных книг учета и картотек
учебной литературы показало, что в библиотеке школы
основную массу составляют учебники не старше пяти
лет. Регулярно проходит списание устаревшей
литературы. Несмотря на то что, один раза в год
происходит списание фонд учебной литературы ежегодно
увеличивается на 2000-3000 экземпляров в зависимости
от потребности и программ обучении
Состояние библиотечного фонда школы на 19.012007г
Начальная школа Таблица 1
Класс |
В библиотечном
фонде
|
Из
них старше 4х лет |
выданных учащимся
учебников
экз. |
В личном
пользовании
экз.
|
Всего
экз.
Обеспечение
(выд.+свои) |
1 |
261 |
- |
208 |
504 |
712 |
2 |
622 |
- |
594 |
364 |
958 |
3 |
1045 |
219 |
828 |
376 |
1204 |
4 |
1031 |
- |
768 |
477 |
1245 |
ИТОГО |
2959 |
219 (1,2%) |
2398 |
1721 |
4119 |
В
начальной школе в личном пользовании 2098 экз.
учебной литературы. Это учебники тетради.
Основная школа
Класс |
В биб-ном
Фонде
Экз.
|
Из них старше 4х
лет |
выданных учащимся
учебников
экз. |
В личном
пользо-вании
экз.
|
Всего
экз. |
5 |
1651 |
244(1,37%) |
753 |
105 |
858 |
6 |
1693 |
268(1,51%) |
1236 |
17 |
1253 |
7 |
2665 |
323(1,82%) |
1781 |
101 |
1882 |
8 |
2379 |
263(1,47%) |
1287 |
72 |
1359 |
9 |
2042 |
220(1,24%) |
1274 |
58 |
1332 |
ИТОГО |
10430 |
1318(7,41%) |
6331 |
353 |
6684 |
Средняя школа
Класс |
В библиотечном
фонде
экз.
|
Из
них старше
4-х лет |
выданных учащимся
учебников
экз. |
В личном
Пользо-вании
экз.
|
Всего
экз.
Обеспечение
(выд.+свои) |
10 |
3030 |
234 |
1229 |
5 |
1234 |
11 |
1157 |
- |
922 |
1 |
923 |
ИТОГО |
4187 |
234(1,3%) |
2151 |
6 |
2157 |
В
средней школе в личном пользовании 353экз. учебной
литературы, и в основной – 6 экз. Это дополнительные
учебники для изучения углубленного иностранного
языка.
Вспомогательная учебная
литература
Класс |
В библиотечном
Фонде
экз.
|
Из
них старше
4-х лет |
выданных учащимся
учебников
экз. |
В личном
пользовании
экз.
|
Всего
экэ.
Обеспечение.
(выд.+свои) |
|
293 |
- |
- |
- |
- |
ВСЕГО |
17869 |
1771(9,91%) |
10880 |
2080 |
12960 |
Из таблицы видно, что процент
учебников со сроком использования четырех лет
составляет 9,76% от общего количества учебников,
имеющихся в библиотечных фондах (Таблица1) школы.
За
последние пять лет процент морально устаревшей и
физически изношенной литературы в библиотечном фонде
образовательного учреждения уменьшился, в результате
целенаправленного списания на основе данных ежегодно
проводимой инвентаризации, замене на новые учебники.
Сведения по обеспеченности
учащихся учебниками Таблица2
№ пп |
Всего в
биб-ном
фонде
экз. |
Приобретено |
В лич.
пользо-
вании
экз. |
Всего
экз. |
% обес-
печения
от потреб-
ности |
2002
экз. |
2003
экз. |
2004
экз. |
2005
экз. |
2006
экз. |
1 |
17869 |
3878 |
2323 |
2481 |
3054 |
3515 |
2080 |
20226 |
111,5 |
Причины
пополнения фонда учебников:
·
переход на профильное обучение учащихся
·
переход на новые учебники для поддерживания единой
методической линии;
·
получение учебников для углублённого изучения
предметов ( заказанных по квоте на учебный год )
·
выполнение рекомендаций по Федеральному перечню
учебников. Регионального перечня учебников
(соответствие года выпуска учебника).
В
соответствии с должностной инструкцией заведующего
школьной библиотекой образовательного учреждения
работу по учету фонда ведет
зав.
библиотекой школы, который находится в прямом
подчинении у директора.
Заведующей библиотекой школы составляется
перспективный план по пополнению фонда библиотеки на
следующий учебный год.
Наша
школа работает с издательствами. Очень тесная
связь налажена с региональным представительством
издательства «Просвещение». Начиная с 2000 г. в
библиотеке работает выставка новинок учебной и
методической литературы. Учителя, учащиеся и их
родители, приходя в библиотеку школы, имеют
возможность не только познакомиться с новыми
изданиями, но и заказать всё необходимое по ценам
намного ниже рыночных.
Технология формирования заказа на учебники и учебные
пособия
Основными принципами формирования заказа является
свобода выбора учителем учебников и учебных пособий
при оценке обоснованности (правомерности) их
использования в учебном процессе в соответствии с
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных
(допущенных) Министерством образования и науки РФ.,
Региональным перечнем учебников и учебных пособий,
рекомендованных для использования в образовательных
учреждениях Ленинградской области
Технология работы по подготовке заказа представляет
собой совокупность следующих процессов и операций:
1.Изучение Федерального перечня учебников и учебных
пособий, рекомендованных Министерством образования,
а также перечня региональных изданий, прайсов
выпуска учебной литературы издательствами
«Просвещение», «Дрофа», «Вита-Пресс», «Русское
слово», «Мнемозина», «Титул».
2.
Информирование учителей о новых учебных изданиях на
педагогических совещаниях, методических
объединениях, а родителей на общешкольном
родительском комитете.
3.
Обучение педагогов работе с новыми
учебно-методическими комплектами (курсы повышения
квалификации, консультирование, семинары, встречи с
авторами учебных программ, уникальных педагогических
технологий, с представителями издательств).
4.
Подготовка программно-методического обеспечения к
учебному плану школы.
5.
Подготовка перечня учебников и учебных пособий,
обсчет стоимости комплекта учебников по классам
планируемых к использованию в новом учебном году, в
соответствии со следующей схемой:
№
пп |
Предмет |
Наименование
Учебника
(автор,
заглавие, год издания |
Класс |
Количество
учащихся |
Количество
учебников
экз |
Цена
руб |
Сумма
руб |
Данный перечень утверждается директором школы и
является обязательным документом.
6.Составление списка учебников и учебных пособий,
необходимых школе к началу учебного года.
7.
Предоставление родителям списка необходимой учебной
литературы и выбор модели, обеспечивающих
школьников на общешкольных или классных собраниях.
8.
Формирование целевого общешкольного фонда-
приобретение недостающих учебников и пособий.
Общая обеспеченность учащихся учебниками из
фонда школьной библиотеки в школе составляет 100%,
или каждый ученик получает в среднем от 5
учебников до 18.учебников.
В
начальной школе количество учебников составляет от 1
до 6 учебников на человека. Родители приобретают в
некоторых классах начальной школы более 50%
учебников. Такая ситуация возникла в связи с
переходом на четырехлетнее обучение и использование
новых программ, а также из-за учебников-тетрадей,
которые выпускаются только на один учебный год. За
два года по начальной школе создан стабильный фонд
учебников в библиотеке, благодаря родительской
помощи. Родители покупают учебники, затем их дарят
школе по окончанию учебного года.
В
целом, анализируя технологию комплектования
учебников в школьной библиотеке, можно сделать
следующие выводы:
-
Формирование заказа на учебники и учебные
пособия по системе создания целевого
общешкольного фонда и централизованное
приобретение создает оптимальные условия для
полного обеспечения современной и
учебно-методической литературой.
-
Ведет к эффективному привлечению бюджетных и
внебюджетных средств.
-
Учебники хранятся в библиотеке и используются не
менее 4-х лет, сокращая расходы родителей на
приобретение учебников.
-
Гарантия минимальной стоимости учебника.
-
Школа сама формирует заказ на необходимую
учебную литературу, организует получение книг
(поставка через тендер на 2007-2008 уч. год);
осуществляет обработку и учет. Необходимое
условие данной модели – разграничение
обязанностей внутри педагогического коллектива.
Они
распределены следующим образом:
Должность |
Обязанности |
Директор |
Осуществляет управление процессом
обеспечения школьников учебной
литературой. |
Заместитель директора |
Составляет программно- методическое
обеспечение к учебному плану.
Осуществляет контроль над выбором и
использованием учебной литературы.
Организует работу с методическими
объединениями учителей и родителями
школьников. |
Заведующий библиотекой |
Проводит
инвентаризацию учебного фонда.
Осуществляет библиотечную обработку
изданий и их учет.
Обеспечивает сохранность учебной
литературы, несет материальную
ответственность.
Обслуживает читателей.
Информирует педагогов и родителей о
новых учебно-методических изданиях.
Составляет перечень учебников и учебных
пособий, планируемых к использованию в
новом учебном году. Готовит
заказ на учебную литературу. |
Классный
руководитель |
Проводит
родительские собрания и осуществляет
согласование стратегии по обеспечению
учебной литературой
Получает
учебные издания на класс и возвращает их
в конце учебного года в библиотеку. Следит за
сохранностью учебников. |
Имея
библиотеку и квалифицированный штат работников
библиотеки, Кингисеппская школа №3 на протяжении
ряда лет преодолевая сложившиеся трудности в
обеспечении учебной литературой, все же
обеспечивает учащихся учебниками на 100%; (в этом
большая заслуга родителей учащихся, администрации
школы, работников библиотеки).
Бюджетные средства на приобретение литературы
используются рационально и целенаправленно с учетом
специфики и профиля школы, классов;
Работники школы информированы о новых изданиях,
новых направлениях развития образования, имеют
возможность не только познакомиться с ними, но и
приобрести их..
В
планах школьной библиотеки - создание
мультимедиатеки (2007-20087 учебный год) Уже
положено начало и имеется 68 дисков с различными
учебными программами по предметам, 43 в/фильма по
истории и географии. В перспективе планируется
приобрести сканер, видеомагнитофон, телевизор.
Таким образом, благодаря совместной работе школы и
родителей не только повышается роль библиотеки как
информационного ресурса школы, но и создаются
условия для повышения читательской активности
учащихся, поднимается престиж профессии школьного
библиотекаря, без которого невозможно
квалифицированно работать учителю и эффективно
обучаться ученику.
|