Источники и технология комплектования  учебного фонда

Книготорговые предприятия

Самостоятельно

и родители

Централизовано через

комитет по образованию

1. Учколлектор

Да

-

2. Издательства

Да

Да

3.Книготорговые фирмы

Да

-

4.Книжные магазины, ярмарки,выставки

Да

-

5. Подписка

Да

-

6.Интернет магазин

Да

-

7. «Книга – почтой»

Да

-

8. Иные источники (в.т.ч.- тендер)

Да

-

 

1.Отбор учебной литературы из Федерального перечня учебных   и   учебно-методических изданий  осуществляется, Регионального перечня учебников и учебных пособий, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях Ленинградской области, на 2007-2008 учебный год:

  • После консультации с завучами

  • Обсуждается на педагогическом совете

  • Обсуждается на общешкольном родительском комитете

  • На основании БУП 2004года

 2. На выбор учебной литературы для нашего учебного заведения влияют следующие факторы:

Факторы

Обязательно

В некоторых случаях

Никогда

Издательство

да

-

-

Автор(ы)

да

-

-

Оформление

-

да

-

Цена

-

да

-

Степень апробированности издания

да

-

-

Сочетаемость (комплектность) с имеющимися учебниками

да

-

-

Потребность в методических материалах для учителя

да

-

-

Потребность в дополнительных дидактических материалах для учащихся (рабочие тетради, сборники упражнений, книги для чтения и т.д.)

да

-

-

Доступность в получении издания

-

да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кто является основным спонсором вашей библиотеки?

Родители учащихся школы

4.   В чем выражается помощь родителей в процессах пополнения:

Выделение денежных средств  (приобретение учебно-методической и художественной литературы, оформление подписки на периодические издания)

Цель комплектования:

Выявление  основных факторов, оказывающих определяющее влияние на состояние и пополнение учебных фондов библиотек общеобразовательных учреждений области на основе данных инвентаризации 2005 –2006 учебного года.

Основные задачи :

1. Исследование данных, полученных в рамках инвентаризации 2005 – 2006 учебного года о состоянии учебно-методических фондов школьной библиотеки по следующим позициям:

·  состояние основного фонда (физически и морально устаревшие художественная литература);

·  состав фонда (учебники для учащихся начальной, основной и средней школы);

·  востребованность учебного фонда школьной библиотеки в ходе образовательного процесса;

·  обеспеченность учебниками учащихся из фонда школьной библиотеки (в расчете на 1 учащегося по ступеням обучения);

·  наличие обменного фонда.

2. Обеспечение  и комплектование учебных фондов библиотеки школы по следующим позициям:

·  источники комплектования учебного фонда школьной библиотеки;

·  основания для комплектования учебного фонда школьной библиотеки;

·  факторы, влияющие на комплектование учебного фонда школьной библиотеки;

·  ведение учета и планирование пополнения учебного фонда школьной библиотеки.

В ходе обеспечения  изучаются и учитываются документы, отражающие учет и формирование библиотечных фондов:

·    Федеральный перечень учебников на 2007-2008учебный год;

·    Региональный перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях Ленинградской области на 2007-2008уч.год

·        план и анализ  работы образовательного учреждения (план и анализ работы   библиотеки);

·        протоколы решений педагогических советов образовательного учреждения;

·        протоколы Совета школы, совещаний при директоре, заседаний методических объединений и лабораторий; общешкольных родительских комитетов; родительских собраний;

·        бланк заказа учебно-методической литературы на 2007-2008 учебный год;

·        инвентаризационные книги учета учебно-методической литературы;

·        картотека учебной литературы; художественной литературы

·        суммарная книга;

·        журналы (книги, ведомости) учета выдачи учебников учащимся;

·        акты списания учебно-методической литературы за последние пять лет;

·        справки по вопросу обеспечения учебниками учащихся за 2007-2008 гг.;

·        положение о библиотеке  образовательного учреждения;

·        должностные инструкции заведующего школьной библиотекой и библиотекаря;

·        перспективный план пополнения фонда школьной библиотеки.

В ходе работы по обеспечению учебно-методической литературой учащихся школы были проведены беседы с заместителями директора школы, заместителем, курирующим работу библиотеки школы, председателем общешкольного комитета, учителями предметниками, проанализированы нормативные документы, отражающие учет и формирование библиотечного фонда в образовательном учреждении, а также  деятельности библиотеки.

Состояние учебного фонда школьной библиотеки

Изучение инвентаризационных книг учета  и картотек учебной литературы показало, что в библиотеке школы  основную массу составляют учебники не старше пяти лет. Регулярно проходит списание  устаревшей литературы.  Несмотря на то что, один раза в год происходит списание фонд учебной литературы ежегодно увеличивается на 2000-3000 экземпляров в зависимости от потребности и программ обучении

Состояние библиотечного фонда школы  на 19.012007г

      Начальная школа                                               Таблица 1

Класс

В библиотечном

фонде

 

Из

них старше 4х лет

выданных учащимся учебников

экз.

 

В личном

пользовании

экз.

 

Всего

экз.

Обеспечение

(выд.+свои)

1

261

-

208

504

712

2

622

-

594

364

958

3

1045

219

828

376

1204

4

1031

-

768

477

1245

ИТОГО

2959

219 (1,2%)

2398

1721

       4119

В начальной школе в личном пользовании 2098 экз. учебной литературы. Это учебники тетради.

 Основная школа

Класс

В биб-ном

Фонде

Экз.

 

 Из них старше 4х лет

выданных учащимся учебников

экз.

 

В личном

пользо-вании

экз.

 

Всего

экз.

5

1651

244(1,37%)

753

105

858

6

1693

268(1,51%)

1236

17

1253

7

2665

323(1,82%)

1781

101

1882

8

2379

263(1,47%)

1287

72

1359

9

2042

220(1,24%)

1274

58

1332

ИТОГО

10430

1318(7,41%)

6331

353

6684

 Средняя школа 

Класс

В библиотечном

фонде

экз.

 

Из

них старше

 4-х лет

выданных учащимся учебников

экз.

 

В личном

Пользо-вании

экз.

 

Всего

экз.

Обеспечение

(выд.+свои)

10

3030

234

1229

5

1234

11

1157

-

922

1

923

ИТОГО

4187

234(1,3%)

2151

6

2157

 В средней школе в личном пользовании 353экз. учебной литературы, и в основной – 6 экз. Это дополнительные учебники для изучения углубленного иностранного языка.

Вспомогательная учебная литература 

Класс

В библиотечном

Фонде

экз.

 

Из

них старше

4-х лет

выданных учащимся учебников

экз.

 

В личном

пользовании

экз.

 

Всего

экэ.

Обеспечение.

(выд.+свои)

 

293

-

-

-

-

ВСЕГО

17869

1771(9,91%)

10880

2080

12960

Из таблицы видно, что процент учебников со сроком использования четырех  лет составляет  9,76% от общего количества учебников, имеющихся в библиотечных фондах (Таблица1) школы.

 За последние пять лет процент морально устаревшей и физически изношенной литературы в библиотечном фонде образовательного учреждения уменьшился, в результате целенаправленного списания на основе данных ежегодно проводимой инвентаризации, замене на новые учебники.

Сведения по обеспеченности учащихся учебниками  Таблица2 

№ пп

Всего в

 биб-ном

фонде

экз.

Приобретено

 В лич.

пользо-

вании

экз.

Всего

 

 

экз.

% обес-

печения

 от потреб-

ности

2002

 

экз.

2003

 

экз.

2004

 

экз.

2005

 

экз.

2006

 

экз.

1

17869

3878

2323

2481

3054

3515

2080

20226

111,5

 Причины пополнения  фонда учебников:

·  переход на профильное обучение учащихся

·  переход на новые учебники для поддерживания единой методической линии;

·  получение учебников для углублённого изучения предметов ( заказанных по квоте на учебный год )

·        выполнение рекомендаций по Федеральному перечню  учебников. Регионального перечня учебников (соответствие года выпуска учебника).

В соответствии с должностной инструкцией заведующего школьной библиотекой  образовательного учреждения работу по учету фонда ведет

зав. библиотекой школы, который находится в прямом подчинении у директора.

       Заведующей библиотекой школы составляется перспективный план по пополнению фонда библиотеки на следующий учебный год.   

Наша школа  работает  с издательствами.  Очень тесная связь налажена с региональным представительством издательства «Просвещение». Начиная с 2000 г. в библиотеке работает выставка новинок учебной и методической литературы. Учителя, учащиеся и их родители, приходя в библиотеку школы, имеют возможность не только познакомиться с новыми изданиями, но и заказать всё необходимое по ценам намного ниже рыночных.

 Технология формирования заказа на учебники и учебные пособия

Основными принципами формирования заказа является свобода выбора учителем учебников и учебных пособий при оценке обоснованности (правомерности) их использования в учебном процессе в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ., Региональным перечнем учебников и учебных пособий, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях Ленинградской области

Технология работы по подготовке заказа представляет собой совокупность следующих процессов и операций:

1.Изучение Федерального перечня учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования, а также перечня региональных изданий, прайсов выпуска учебной литературы издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Вита-Пресс», «Русское слово», «Мнемозина», «Титул».

2. Информирование учителей о новых учебных изданиях на педагогических совещаниях, методических объединениях, а родителей на общешкольном родительском комитете.

3. Обучение педагогов работе с новыми учебно-методическими комплектами (курсы повышения квалификации, консультирование, семинары, встречи с авторами учебных программ, уникальных педагогических технологий, с представителями издательств).

4. Подготовка программно-методического обеспечения к учебному плану школы.

5. Подготовка перечня учебников и учебных пособий, обсчет стоимости комплекта учебников по классам планируемых к использованию в новом учебном году, в соответствии со следующей схемой:

пп

Предмет

Наименование

Учебника

(автор, заглавие, год издания

Класс

Количество

учащихся

Количество учебников

экз

Цена

руб

Сумма

руб

Данный перечень утверждается директором школы и является обязательным документом.

6.Составление списка учебников и учебных пособий, необходимых школе к началу учебного года.

7. Предоставление родителям списка необходимой учебной литературы и выбор модели, обеспечивающих  школьников на общешкольных или классных собраниях.

8. Формирование целевого общешкольного фонда- приобретение недостающих учебников и пособий.

        Общая обеспеченность учащихся учебниками из фонда школьной библиотеки в школе составляет 100%, или каждый ученик получает в среднем от 5 учебников   до 18.учебников.

В начальной школе количество учебников составляет от 1 до 6 учебников на человека. Родители приобретают в некоторых классах начальной школы более 50% учебников. Такая ситуация возникла в связи с переходом на четырехлетнее обучение и использование новых  программ, а также из-за учебников-тетрадей, которые выпускаются только  на один учебный год. За два года по начальной школе создан стабильный фонд учебников в библиотеке, благодаря родительской помощи. Родители покупают учебники, затем их дарят школе по окончанию учебного года.

В целом, анализируя технологию  комплектования учебников в  школьной библиотеке, можно сделать следующие выводы:

  • Формирование заказа на учебники и учебные пособия по системе создания целевого общешкольного фонда и централизованное приобретение создает оптимальные условия для полного обеспечения современной и учебно-методической литературой.

  • Ведет к эффективному привлечению бюджетных и внебюджетных средств.

 

  • Учебники хранятся в библиотеке и используются не менее 4-х лет, сокращая расходы родителей на приобретение учебников.

  • Гарантия минимальной стоимости учебника.

  • Школа сама формирует заказ на необходимую учебную литературу, организует получение книг (поставка через тендер   на 2007-2008 уч. год); осуществляет обработку и учет. Необходимое условие данной модели – разграничение обязанностей внутри педагогического коллектива.

Они распределены следующим образом:

Должность

Обязанности

Директор

Осуществляет управление процессом обеспечения школьников учебной литературой.

Заместитель директора

Составляет программно- методическое обеспечение к учебному плану.

Осуществляет контроль над выбором и использованием учебной литературы.

Организует работу с методическими объединениями учителей и родителями школьников.

Заведующий библиотекой

Проводит  инвентаризацию учебного фонда.

Осуществляет библиотечную обработку изданий и их учет.

Обеспечивает сохранность учебной литературы, несет материальную ответственность. Обслуживает читателей.

Информирует педагогов и родителей о новых учебно-методических изданиях. Составляет перечень учебников и учебных пособий, планируемых к использованию в новом учебном году. Готовит заказ на учебную литературу.

Классный руководитель

Проводит родительские собрания и осуществляет согласование стратегии по обеспечению учебной литературой

Получает учебные издания на класс и возвращает их в конце учебного года в библиотеку. Следит за сохранностью учебников.

Имея  библиотеку и квалифицированный штат работников  библиотеки, Кингисеппская  школа №3 на протяжении ряда лет  преодолевая сложившиеся трудности в обеспечении учебной литературой,  все же  обеспечивает учащихся учебниками  на  100%; (в этом большая заслуга родителей учащихся, администрации школы, работников библиотеки).

 Бюджетные средства на приобретение литературы используются рационально и целенаправленно с учетом специфики и профиля школы, классов;

 Работники школы информированы о новых изданиях, новых направлениях развития образования, имеют возможность не только познакомиться с ними, но и приобрести их..

В планах школьной библиотеки - создание мультимедиатеки (2007-20087 учебный год) Уже положено начало и имеется 68 дисков с различными учебными программами по предметам, 43 в/фильма по истории и географии.  В перспективе планируется приобрести сканер, видеомагнитофон, телевизор.

Таким образом,  благодаря совместной работе школы и родителей не только повышается роль  библиотеки как информационного ресурса школы, но и создаются условия для повышения читательской активности учащихся,  поднимается престиж профессии школьного библиотекаря, без которого невозможно квалифицированно работать учителю и эффективно обучаться ученику.

 
 

вверх

Хостинг от uCoz